После периода упадка наступает переломный момент. Могучий свет, который был изгнан, возвращается. Это движение осуществляется не силой... Это движение, возникающее самопроизвольно, - естественно. Поэтому преобразование старого становится легким. Старое отбрасывается и появляется новое. Мера того и другого соответствует времени; таким образом, не проистекает никакого зла.

И Цзин

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 70-е годы мой основной профессиональный интерес был обращен на драматическую смену понятий и идей, которая произошла в физике в первые три десятилетия века, и до сих пор еще продолжается в современных теориях материи. Новые понятия физики привели к глубоким изменениям в наших взглядах на мир: от механистической концепции Декарта и Ньютона к холистической и экологической точке зрения, которую я нахожу сходной со взглядами мистиков всех веков и традиций.

Ученым начала века было отнюдь не легко принять новый взгляд на физическую вселенную. Исследования атомного и субатомного мира столкнули их со странными и неожиданными реалиями, которые, казалось, не поддавались никакому внятному описанию. Пытаясь осмыслить эту новую реальность, ученые начали болезненно осознавать, что их основные понятия, их язык и весь их образ мыслей неадекватен для описания атомных явлений. Их проблемы были не просто интеллектуальными, но доходили до степени эмоционального и даже, можно сказать, экзистенциального кризиса. На преодоление этого кризиса ушло немало времени, но в конце концов они были вознаграждены глубокими прозрениями о природе материи и о ее связи с человеческим разумом.

Я пришел к мысли, что сегодня наше общество в целом находится в аналогичном кризисе. Каждый день мы читаем в газетах о его бесчисленных проявлениях. У нас высокая инфляция и безработица, у нас энергетический кризис, кризис здравоохранения, загрязнение и другие проблемы окружающей среды, поднимающаяся волна преступности и насилия и т.д. Основной тезис этой книги состоит в том, что все это - различные грани одного и того же кризиса, и что этот кризис - главным образом, кризис восприятия. Как и кризис в физике 20-х годов, он возникает из того, что мы пытаемся применить понятия устаревшего взгляда на мир - механистического взгляда Картезианско-Ньютонианской науки - к реальности, которую больше нельзя понять в рамках этих понятий. Мы живем сегодня в глобально взаимосвязанном мире, в котором все биологические, психологические, социальные и экологические явления взаимозависимы. Чтобы адекватно описать этот мир, нам нужна экологическая перспектива, которую Картезианский взгляд на мир не предлагает.

Следовательно, нам нужна новая "парадигма" - новое видение реальности, фундаментальное изменение в наших мыслях, ощущениях и ценностях. Первые ростки этого изменения, сдвига от механистического к холистическому представлению о реальности, уже видны во всех областях и, вероятно, будут преобладать в текущем десятилетии. Различные проявления и следствия этого "сдвига парадигмы" - предмет этой книги. 60-е и 70-е породили целую серию социальных движений, которые все, похоже, идут в одном направлении, подчеркивая различные аспекты нового видения реальности. До сих пор большинство из этих движений действовали порознь, не осознавая взаимное родство своих стремлений. Цель этой книги - представить последовательную концептуальную основу, которая поможет им осознать общность своих целей. Если это случиться, мы можем ожидать, что различные движения объединятся вместе и создадут мощную силу для социальных изменений. Тяжесть и глобальность нашего настоящего кризиса указывают, что эти изменения, вероятно, приведут к преобразованию беспрецедентного масштаба, к поворотной точке для планеты в целом.

Мое обсуждение сдвига парадигмы распадается на четыре части. Первая часть вводит основные темы книги. Вторая часть описывает историческое развитие Картезианского взгляда на мир и драматический сдвиг основных понятий, который произошел в современной физике. В третьей части я обсуждаю глубокое влияние Картезианско-Ньютоновой мысли на биологию, медицину, психологию и экономику и представляю свою критику механистической парадигмы в этих дисциплинах. При этом я особенно обращаю внимание на то, как ограничения Картезианского взгляда на мир и системы ценностей, которая лежит в его основе, влияют ныне на наше индивидуальное и социальное здоровье.

За этой критикой, в четвертой части книги, следует подробное описание нового видения реальности. Это новое видение включает возникающие системные взгляды на жизнь, разум, сознание и эволюцию; соответствующий холистический подход к здоровью и исцелению; объединение восточного и западного подходов к психологии и психотерапии; новые концептуальные рамки экономики и технологии; экологическую и феминистическую точку зрения, которая духовна в своей изначальной сущности и которая ведет к глубоким изменениям в наших социальных и политических структурах.

Все обсуждение охватывает широкий диапазон идей и явлений, и я хорошо осознаю, что мое представление конкретных достижений в различных областях обречено быть поверхностным, будучи ограниченным пространством книги и моим временем и знаниями. Однако, пока я писал эту книгу, я остро почувствовал, что системный подход, который я в ней защищаю, также приложим к самой книге. Ни один из ее элементов не является в сущности оригинальным, и некоторые из них могут быть представлены в несколько упрощенной форме. Но способ, которым различные части интегрированы в целое, важнее самих этих частей. Взаимосвязи и взаимозависимости между множеством понятий представляют суть моего собственного вклада. Я надеюсь, что результирующее целое будет больше, чем сумма его частей.

Эта книга - для обычного читателя. Все технические термины определены в сносках на странице, где они впервые появляются. Однако, я надеюсь, что она будет также интересна профессионалам в различных областях, которые я обсуждаю. Хотя некоторые могут найти мою критику возмутительной, я надеюсь, они не примут ее на свой личный счет. В мои намерения никогда не входило критиковать конкретные профессиональные группы как таковые, а лишь показать, как доминирующие концепции и подходы в различных областях отражают один и тот же несбалансированный взгляд на мир, взгляд, который еще разделяется большинством людей нашей культуры, но в настоящее время быстро меняется.

Многое из того, что я говорю в этой книге, отражает мое личное развитие. На мою жизнь решительно повлияли две революционные тенденции 60-х, одна в социальной сфере, и другая - в духовной. В моей первой книге, "Дао физики", мне удалось установить связь между духовной революцией и моей работой как физика. В то же время я верил, что концептуальный сдвиг в современной физике также имел важные социальные последствия. Действительно, в конце книги я писал:

"Я полагаю, что взгляд на мир, предлагаемый современной физикой, несовместим с нашим настоящим обществом, которое не отражает гармоничную взаимосвязанность, наблюдаемую нами в природе. Чтобы достичь такого же состояния динамического баланса, нужны радикально другие социальные и экономические структуры: культурная революция в истинном смысле слова. Выживание всей нашей цивилизации может зависеть от того, сможем ли мы сделать такой поворот"

Через шесть лет это предложение развилось в эту книгу.

 

Фритьоф Капра.   Беркли. Апрель 1981


 

Содержание   Предисловие   следующая глава